Американский политолог, директор международной некоммерческой организации “Евразийская демократическая инициатива” Питер Залмаев в интервью “Обозревателю” оценил риски военной эскалации на северокорейском направлении, перспективы предоставления Украине летального оружия, а также вероятность масштабных кадровых ротаций в руководстве США.
– Что означает заявление КНДР относительно готовности к переговорам с США? И какова опасность обострения на северокорейском направлении?
– С одной стороны, мы видим, что происходит эскалация, риторика ужесточается. Президент США Дональд Трамп продолжает троллить своего северокорейского коллегу Ким Чен Ына. С другой стороны, ядерная война никому не нужна. К тому же, возможности КНДР – не чета армии и арсеналу Штатов.
Главный козырь Северной Кореи – Сеул. Столица Южной Кореи фактически находится у нее в заложниках. Один северокорейский удар, даже не ядерный, унесет множество жизней.
Но есть мнение, что КНДР руководствуется достаточно прагматичными, даже рациональными соображениями, учитывая опыт других держав, которые стремились к статусу ядерных. Например, посмотрите на Индию и Пакистан. Ситуация в Иране немножко другая, но в любом случае ядерное оружие дает гарантии безопасности.
Возможно, КНДР хочет подвести ситуацию к переговорам о замораживании ядерной программы. Уже эти переговоры дадут им статус ядерной державы. И это очень важный момент, ведь пока нет прецедентов удара по государству с ядерным арсеналом. Вспомним опыт Ирана. Были долгие торги, в результате которых Тегеран обеспечил себе неплохие условия.
Есть и негативный пример экс-главы Ливии Муаммара Каддафи. Он остановил ядерную программу. Все помнят, как в конце концов он закончил.
– Да и Трамп, кажется, не настроен на переговоры…
– Если судить по его риторике, да. Администрация Трампа находится в кризисе, во многом из-за расследования связей с Россией. Поэтому ему выгодно бряцать оружием, бить в грудь, изображать из себя Мачо Мэна. Это ничего не означает. Трамп много чего говорит, но мало из этого делает. Не стоит воспринимать за чистую монету все, что он говорит о КНДР.
Питер Залмаев и посол США в Украине Мари Йованович. Фото с Facebook Питера Залмаева
– А о России? Несмотря на призывы Трампа к улучшению отношений, они сейчас выглядят довольно бесперспективно.
– США приняли решение об ужесточении санкций. На самом деле во многом символическом, но тем не менее. Трамп продолжает говорить, что с Россией надо налаживать отношения, но Конгресс идет своим путем, ведет достаточно жесткую политику по отношению к Москве, поддерживает Украину. Возможно, в скором времени будет и положительное решение по летальному оружию для Киева. Поэтому Трамп на российском направлении – хромая утка.
– Вы упомянули о летальном оружии для Украины. А Трамп не наложит вето?
– Теоретически, конечно, может, но на деле ему это очень дорого обойдется. Не думаю, что Трамп на это пойдет. От него, конечно, всего можно ожидать. Но его риторика более непредсказуема, чем его действия.
– В СМИ появилась информация о предстоящей отставке государственного секретаря Рекса Тиллерсона. Что думаете на этот счет?
– Утечки информации из Белого дома приобрели хронический характер. Однако при главе аппарата Белого дома Джоне Келли утечки стали более дисциплинированными. Поэтому мне кажется, что это был намеренный слив информации – готовится почва для кадровой рокировки.
Тиллерсон изначально не вписывался в Госдепартамент. Как и Трамп, он человек бизнеса, коммерции. Тиллерсон – не политик и не дипломат. Его назначение было своего рода экспериментом, судя по всему, неудачным для Трампа.
Тиллерсон погряз в критике и дрязгах из-за сокращений штата. Он был замечен в очень нелестных высказываниях в адрес Трампа. К примеру, он называл президента moron, что означает “идиот” или “кретин”. Трамп, естественно, сразу об этом узнал, это высказывание быстро разошлось в прессе.
У Трампа и Тиллерсона были публичные разногласия по Ирану и Северной Корее. По сути, голова не знала, что делала рука. Казусная ситуация: глава Госдепартамента говорит одно, президент – другое.
Фото с Facebook Питера Залмаева
У Тиллерсона были конфликты с другими ключевыми фигурами на международном направлении. Например, с Джаредом Кушнером, зятем президента, который занимается несколькими важными международными вопросами. С представителем США в ООН Никки Хейли. С ней у госсекретаря вообще вражда.
Так что, на мой взгляд, судьба Тиллеросна предрешена. Для него важно сохранить лицо и доработать хотя бы до конца года. Но даже в случае отставки в январе Тиллерсон станет самым “недолговечным” госсекретарем. Для него это прискорбно.
– А как вписывается в Госдепартамент глава ЦРУ Майк Помпео, которого прочат на место Тиллерсона?
– Помпео – очень лояльная Трампу фигура. Он замечен в очень политических заявлениях на неполитическом посту. За это его часто критикуют. Думаю, при Помпео координация менеджмента в США будет более жесткая.
На его место в свою очередь прочат сенатора Тома Коттона – одного из самых ярых трампистов.
Источник – obozrevatel.com
You must be logged in to post a comment.