Стереотипы о женщинах во власти уже давно стали моветоном. Тарас Березовец и Питер Залмаев знают, о чем говорят
Многовековой стереотип о том, что женщина прекрасна только в роли хранительницы домашнего очага, прогрессивно разрушается прекрасной половиной человечества нового времени. Немалую роль в этом процессе сыграли активные феминистские движения и громкое отстаивание прав женщин.
Успешно орудовать шваброй и миксером — далеко не все способности, присущие нашим современницам. Как и в семейном кругу, сильные и волевые завоевывают первые роли, отлично справляясь с политической кухней и с хозяйством страны.
Политика окончательно перестала быть исключительно мужским занятием, а женские уступчивость и мягкость — эти привычные качества — остались в далеком прошлом. Так, президент Литвы Даля Грибаускайте обладает не только харизмой, но и закаленным характером благодаря черному поясу по карате, а австралийский сенатор Ларисса Уотерс, которая кормила грудью свою дочь прямо во время выступления в парламенте, доказала, что дети не помеха женщине в решении важных государственных дел.
Женщины напрочь стирают рамки между мужским и женским стилями правления, покоряют высшие уровни власти, отстаивая интересы страны на международной арене. Им вполне по силам царствовать, вести политические игры, не уступая своим извечным оппонентам — мужчинам.
Вспомним великих из истории: египетская царица Клеопатра, киевская княгиня Ольга, английская королева Елизавета I — все они своей решимостью и стратегической мудростью в правлении вдохновляют современных женщин и мотивируют к политическому лидерству. Представительницами слабого пола их явно не назовешь. Беспощадные и непреклонные в своих решениях, они с легкостью давали уроки власти мужской половине. Сегодня женщины — незаменимые игроки большой политики, а в Германии, Великобритании, Хорватии, Новой Зеландии, Бангладеш, Непале, Намибии и многих других странах — действующие главы государств или правительств.
Служение стране и нации
Тактика Маргарет Тэтчер в ведении политических дел до сих пор сотрясает мир. Премьер-министр Великобритании (1979—1990) была активным борцом с терроризмом, двигателем победы Запада в холодной войне; она усилила позиции Британии в Фолклендском конфликте сокрушительным поражением аргентинской хунты, напомнив миру о военной мощи Соединенного Королевства. Вместе с тем она навсегда потеряла поддержку населения вследствие своей атаки против трейд-юнионов и введения подушного налога. Но именно эти непопулярные меры помогли Британии избежать дефолта конца 70-х. Со всеми преимуществами и недостатками в принятии своих политических решений Маргарет Тэтчер остается фигурой поистине исторического масштаба.
Прозвище Тэтчер «Железная леди» сегодня отчасти применимо к федеральному канцлеру Германии Ангеле Меркель. Уже восьмой год подряд она возглавляет рейтинги самых влиятельных женщин мира по версии журнала Forbes. Хотя фрау Меркель немцы ласково называют Mutti — мамочка (что придает миловидности ее образу), она часто использует свой фирменный жест «руки домиком» — чтобы публика не забывала о ее крутом характере.
Гендерное равенство в политике
По показателю равноправия полов в рейтинге Всемирного экономического форума 2018 года первые позиции занимают Исландия, Норвегия и Швеция, где зафиксирован один из наивысших уровней жизни.
Так, благосостояние населения находится в прямой зависимости от количества женщин у власти — ведь они эффективно ведут социальную политику, уделяют огромную роль защите прав детей и материнства.
Политика гендерного равенства прошла волной по парламентам государств: в Конгресс США и европейские законодательные органы за последние годы вошло рекордное количество женщин-парламентариев. Некоторые эксперты утверждают, что женская половина более продуктивна в законодательной работе и более активна в голосовании законопроектов.
Хотя женщины во многих странах, в том числе развитых, получили избирательное право совсем недавно: американки — в 1920 году, британки — в 1928-м, украинки — в 1917-м, а француженки — только в 1944 году. И лишь в 1971-м начали голосовать швейцарки! Первой страной, где женщинам разрешили голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах, стала Австралия — в 1902 году. Ну а в Саудовской Аравии только в 2015-м женщины впервые проголосовали на муниципальных выборах.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо — один из тех, кто сформировал свой кабинет, придерживаясь принципа гендерного равенства: в правительстве из 33-х членов действующего кабинета 15 министров — женщины. Приятным сюрпризом стал тот факт, что двое из них — этнические украинки. Христя Фриланд заняла место министра иностранных дел, а Мэри Энн Мигичук стала министром занятости, труда и рабочей силы. Она особенно запомнилась ярким завершением своей присяги, сказав «Дякую!».
Феномен женщин-политиков в мусульманских странах
До сих пор в этих государствах женщины жестко ограничены в своих правах. Например, до 2017 года саудитки не имели права водить автомобиль. Параллельно с такими средневековыми законами многие мусульманки находятся в высших эшелонах власти.
Первой женщиной, возглавившей ортодоксальную мусульманскую страну, стала Беназир Бхутто, премьер-министр Исламской республики Пакистан (1988—1990, 1993—1996). Роль политика она выбрала после личной травмы, пережив казнь отца и тюремное заключение. На переговорах Беназир появлялась в платке-хиджабе и всегда брала с собой мужа, как принято по мусульманским канонам. Ярким примером женщины, управляющей мусульманским государством, стала также Шейх Хасина Вазед, действующий премьер-министр Народной Республики Бангладеш. Сила дипломата помогла ей остановить многие военные конфликты в стране и принести мир.
Во власти и в семейной жизни
Современные женщины-лидеры умудряются одновременно управлять страной и быть прекрасными женами и матерями. Ранее этот факт часто опровергали, считая невозможным объединить две роли-антипода по образу жизни. Поэтому мировая общественность взорвалась, когда пост премьер-министра Новой Зеландии заняла Джасинда Ардерн. В возрасте 37 лет она стала самой молодой женщиной — главой правительства. Джасинда умело справляется как с распределением семейного бюджета, так и с экономикой страны. Новость о том, что премьер-министр ждет первенца, еще больше подогрела интерес публики и вызвала восхищение.
Женщины всего мира мечтают о тех нововведениях, которые инициирует Джасинда. Самая обсуждаемая поправка — запрет работодателям задавать вопрос, как скоро женщина планирует создать семью и родить детей. Так «джасиндамания» охватила все континенты, и Ардерн надолго покорила не только женские сердца.
American Womаn
Американкам легче попасть в ряды политиков, ведь в Соединенных Штатах активно работают организации для выдвижения женщин на руководящие должности. Две главные — Emily`s List от Демократической партии и The Wish List — от Республиканской — осуществляют множество программ для поддержки женщин-кандидатов и занимаются сбором средств на их избирательные кампании. На счету организации Emily`s List — содействие успешным, широко известным женщинам-политикам, таким как Хиллари Клинтон и Нэнси Пелоси.
Хиллари Клинтон в своей политической карьере занимала высокие должности одну за другой: первая леди, сенатор от штата Нью-Йорк, госсекретарь США. Но ей не удалось пробить последний стеклянный потолок и стать первой женщиной-президентом США. В своем поражении она винит именно гендерные барьеры. Ее судили по особым меркам: возраст, состояние здоровья, количество морщин на лице.
Так уж повелось — если женщина борется за место на политическом олимпе, под пристальное внимание попадают не столько ее успехи в карьере, сколько пол, возраст и внешний вид.
К спикеру Палаты представителей США Нэнси Пелоси общественность более лояльна в вопросах сексизма. Она, пожалуй, единственная в американском политикуме, которую президент США Дональд Трамп еще не наградил кличкой. В прошлом году Пелоси побила рекорд Нижней палаты по продолжительности беспрерывного выступления: ее речь о правах иммигрантов длилась более восьми часов. Не зря столько стояла за трибуной 77-летняя политическая долгожительница: Трамп вынужден был пойти на компромисс и включить в рассмотрение иммиграционной реформы вопросы, которые подняла Пелоси.
Хочется верить — избирателям потребуется всего пара лет, чтобы женщины во власти стали для них нормой. Тогда портрет реальной политики изменит свое обличье: за женщинами будут их честные 50% от общего количества в органах власти. При этом, находясь в политической игре и выражая свою маскулинность, политические лидеры-женщины смогут сохранить те качества, которые они считают женскими, — будь то любовь к кулинарии, высокой моде или семейным ценностям. Должность премьер-министра Британии не мешает Терезе Мэй оставаться кошатницей и перевезти любимого кота Ларри на Даунинг-стрит, а канцлеру Германии Ангеле Меркель — готовить по выходным ее любимый шницель. Ведь они прежде всего люди, затем женщины и только после этого — политики.
Источник – elle.ua
You must be logged in to post a comment.