• Thursday , 19 December 2024

EDI attends 41st session of the UN Committee against Torture, Geneva, November 2008

Питер Залмаев: сторонники Рахата Алиева – “группа из 16” – подвергались пыткам.

Господин Залмаев, в Женеве Комитет ООН против пыток рассмотрел на днях доклады по этой проблеме в Казахстане. Вы участвовали в этом совещании как представитель неправительственных организаций. Какие вопросы поднимались на этой конференции?

– В контексте нынешнего заседания Комитета ООН против пыток поднимался вопрос преследования так называемой ‘группы из 16’.”

Директор НПО “Евразийская демократическая инициатива” Питер Залмаев в интервью нашему радио рассказывает о предполагаемых пытках в стране. В том числе и о проблеме осужденных секретным трибуналом Астаны.

– Господин Залмаев, как известно, Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ в 2010 году. Что вы можете сказать о ситуации с правами человека в этой стране?

– Я должен сказать, что ситуация с правами человека в стране, конечно, удручающая. В прошлом году я присутствовал на встрече в Мадриде министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ, где решался вопрос о председательствовании Казахстана в этой организации. В то время мы приветствовали предстоящее председательствование Казахстана в ОБСЕ.

Тем не менее, мы считали, что на том этапе это было еще преждевременно. Казахстан еще не был готов принять эту обязанность именно в силу непрекращающихся нарушений прав человека.

В конце концов, государства-участники ОБСЕ проголосовали за председательствование в 2010 году. На самом деле они отложили председательствование на один год при условии, что Казахстан возьмет на себя конкретные обязательства и даст обещание в течение двух лет до 2010 года предпринять какие-то конкретные меры, которые показывали бы, что Казахстан готов занять эту должность.

К сожалению, я должен констатировать на примере непрекращающих политических гонений в стране, а также в контексте принимающихся законов, в частности закона о религиозных вопросах, что Казахстан оставляет желать лучшего в этом отношении.

– Господин Залмаев, в Женеве Комитет ООН против пыток рассмотрел на днях доклады по этой проблеме в Казахстане. Вы участвовали в этом совещании как представитель неправительственных организаций. Какие вопросы поднимались на этой конференции?

– В контексте нынешнего заседания Комитета ООН против пыток поднимался вопрос преследования так называемой “группы из 16”.

– А что эта за “группа из 16”?

– “Группа из 16”, как называла ее одна из участниц Комитета ООН против пыток Филис Гейер, – группа бывшего зятя президента Казахстана Рахата Алиева. Также об этом заявил Александр Ковалев, который является докладчиком именно по Казахстану в Комитете ООН против пыток. Они заявили о том, что, по их сведениям, “группа из 16” осуждена 26 марта этого года закрытым военным трибуналом в Астане.

Я хочу подчеркнуть, что им вынесены приговоры на суде, который прошел в абсолютно закрытом режиме. Члены Комитета ООН против пыток заявили, что этим людям было отказано в праве на собственного адвоката. Насколько мы понимаем, им было отказано в подаче апелляций.

И такие международные организации, как «Амнести Интернэйшнл» и «Хьюман Райтс Уотч» заявили, что есть сведения о применении пыток против «группы из 16» с целью выбить показания. В частности, Филис Гейер заявила о двух дочерях Александра Крайнова – Ольге Королевой и Татьяне Крайновой, которые в сентября 2007 года были практически похищены органами комитета национальной безопасности и содержались в Астане в комитете национальной безопасности. И только в январе уже их этим военным трибуналом осудили и дали им сроки по два года. У каждой из них остались малолетние дети.

Во время конфиденциальной встречи между представителями неправительственных организаций и членов международного комитета против пыток директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис заявлял о том, что в течение уже многих месяцев, начиная с марта, они добиваются текста приговора относительно “группы из 16”, который не был опубликован и предан гласности.

Абсолютно отсутствует контроль со стороны гражданских структур над следственным изолятором комитета национальной безопасности. Госпожой Филис Гейер в этом контексте поднимался вопрос о генерале Мажренове.

– Вы имеете в виду генерала Жомарта Мажренова, который недавно погиб в казахстанской тюрьме?

– Да, Жомарт Мажренов, который 8 июля был найден повешенным в своей камере следственного изолятора комитета национальной безопасности. Филис Гейер спросила у официальной казахстанской делегации, как это возможно при наличии таких правил в комитете национальной безопасности, когда за заключенными осуществляется 24-часовое видеонаблюдение.

В камере должны быть как минимум два заключенных, и перед заключением в камеру забираются все предметы, то есть веревки или ремни, из которых можно было бы сделать виселицу. Будет интересно, что ответит на этот вопрос казахстанская делегация. Но, как вы знаете, официальная версия – это суицид, то есть самоубийство. Местные и международные правозащитники подвергли это сомнению.

– Господин Залмаев, спасибо вам за интервью.

Related Posts

Leave A Comment

You must be logged in to post a comment.