Ситуация вокруг строительства Nord Stream 2 ярко демонстрирует двойные подходы ЕС, в частности одной из ведущих стран евросообщества — Германии. Сколько уже сделано заявлений странами Балтии и Польши, а также Украиной, что этот проект противоречит национальным интересам восточноевропейских стран-членов ЕС, а также угрожает энергетической безопасности Европы. С одной стороны, это только увеличивает зависимость ЕС от одного источника и маршрута снабжения природного газа и противоречит Третьему энергетическому пакету ЕС. А с другой — получается, что такие высокие слова как солидарность Евросоюза и общие ценности являются пустым звуком не только для немецкого бизнеса, но и для немецкого канцлера Ангелы Меркель, которая поддерживает этот проект, считая его чисто экономическим, который по всеобщему признанию международных экспертов, администрации США, и многих стран ЕС является геополитическим. И более того, строительство Nord Stream 2, как отметила в интервью «Дню» директор Бюро по делам энергетических ресурсов государственного департамента США Сандра АУДКЕРК, ставит цель отвести маршрут транзита газа от Украины и увеличить зависимость от одного источника и маршрута снабжения голубого топлива.
И вряд ли кого-то могут успокоить слова канцлера Ангелы Меркель, которая на пресс-конференции в Сочи после переговоров с российским президентом Владимиром Путиным заявила, что транзит газа через Украину должен сохраняться в будущем и после сооружения Nord Stream 2. А с другой стороны, как можно верить обещаниям хозяина Кремля, что поставки газа через Украину будут продолжаться и в будущем, если они будут «экономически обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности». Ведь все действия российского руководства, начиная с войны в Грузии до незаконной аннексии Крыма, войны на востоке Украины и раздувания сирийского конфликта, свидетельствуют о том, что Россия постоянно нарушает все международные договоры и нормы международного права.
И казалось, что в своих отношениях с Москвой Европа должна была бы исходить именно из этого, что Россия является нарушителем международных договоров и соответственно вести себя. Интересно, что в сентябре 2008 года французский философ Андре Глюксман написал в статье Le Monde под названием «Противостоять доктрине Путина», что твердость Европы является лучшим способом противостояния России. «Покончит ли Европа самоубийством ради газа? Будет ли противостоять она или уступит доктрине Путина?», такими словами завершил он статью.
А в конце сентября 2008 года в беседе с украинскими журналистами Глюксман сознался, что «у нас на шее из-за российского газа — удавка из бикфордова шнура» и объяснил, что это случилось благодаря усилиям тогдашнего немецкого канцлера, который, покидая должность, гарантировал россиянам строительство Nord Stream и тем самым обеспечил «убийство свободы убеждений Европы». («Об угрозе российского нигилизма» от 1 октября 2008 года)
«День» обратился со следующими вопросами к западным экспертам, в том числе немецким с просьбой объяснить, почему Германия так настаивает на строительстве Nord Stream 2, невзирая на энергичное сопротивление стран Балтии, Польши и Украины, а также администрации Трампа? Почему в Германии не учитывают аргументы этих стран относительно опасности строительства этого газопровода, что противоречит Третьей энергетической хартии ЕС?
«БЕРЛИН НЕ ВИДИТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РОССИИ НОВОЙ ОПОРЫ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ»
Эдвард ЛУКАС, старший вице-президент Центра анализа европейской политики. Автор книжки «Новая холодная война: как Кремль угрожает России и Западу»
— В своих действиях Германия мотивируется в основном, исходя из коммерческих рассуждений. Берлин не видит политической опасности в предоставлении России новой опоры в энергетическом бизнесе. Если Nord Stream 2 будет построен, то это превратит Германию в газовый центр Северо-Восточной Европы, со всяческими возможностями для российского влияния, торговли, разведки и других злоупотреблений.
К сожалению, Украина у Германии не имеет хорошей репутации как страна-транзитер газа. Мне очень жаль, что энергетическая реформа не состоялась быстрее, с модернизацией и прозрачностью, от чего выиграла бы Украина и ее партнеры по доставке. Конечно, одна из причин этого — влияние России. Но украинцы не идеальны.
«АМЕРИКАНСКИЕ САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ БУДУТ УСЛОЖНЯТЬ РЕАЛИЗАЦИЮ NORD STREAM 2»
Джон ГЕРБСТ, глава Евразийского центра Дину Патричиу в Атлантическом Совете США, экс-посол США в Украине, Вашингтон:
— Nord Stream 2 является геополитическим, а не экономическим проектом, который повысит способность «Газпрома» использовать газ для политического влияния. В ЕС есть серьезное противодействие этому проекту. И наоборот его основными сторонниками являются немецкий бизнес, социал-демократы в Германии и Putinverstehers (Те, кто понимает Путина) в других местах Европы. Я думаю, что американские санкции против России будут усложнять реализацию Nord Sream 2. Поэтому я считаю, что Nord Stream 2 не будет построен.
«НАИБОЛЕЕ ЗЛОВЕЩИМ ПРИЗНАКОМ МОЖЕТ БЫТЬ ПОПЫТКА МЕРКЕЛЬ ПОВТОРИТЬ НАПРАСНЫЕ УСИЛИЯ ШТАЙНМАЙЕРА И ГАБРИЭЛЯ»
Ролан ФРОЙДЕНШТАЙН, заместитель директора и руководитель исследований Центра Вильфрида Мартенса, Брюссель:
— Прежде всего, немецкий крупный бизнес действительно хочет Nord Stream 2. Я не знаю, почему они не боятся санкций США. Возможно, непосредственно заинтересованные компании (Uniper и другие) не имеют бизнеса в США.
Что касается содействия Меркель этому проекту. Прежде всего, Социал-демократическая партия Германии является непреклонной в своей позиции относительно строительства Nord Stream 2. Невзирая на это — или, возможно, потому, что новый министр иностранных дел, социал-демократ Хайко Маас занимает более жесткую позицию относительно информационной войны России и ее роли на Донбассе, он должен доказать партийной базе, что может оставаться дружественным к России. Это важный фактор партии, которая формирует часть своей идентичности на Ostpolitik.
Поэтому Меркель должна учитывать два важных лобби: крупный бизнес и ее коалиционного партнера. Но наиболее зловещим признаком может стать попытка Меркель в действительности повторить напрасные попытки Штайнмайера и Габриэля, которые стремились добиться сотрудничества Путина с Сирией (достичь какого-то мирного процесса), по Иранскому соглашению и Донбассу путем умирительных мероприятий. Одним из них, возможно, могло быть предложение строительства Nord Stream 2 как специального подарка Путину, в то же время предоставляя гарантии — или «обеспечение российских гарантий» — Украине. Это то, что на прошлой неделе она якобы предложила в Сочи на встрече с Путиным. Это также связано с новым трансатлантическим конфликтом относительно санкций против Ирана и торговли в целом. Некоторые из Западной Европы, очевидно, думают, что сейчас неплохо сближаться с Россией. Если Меркель разделяет даже часть этой философии, тогда Европа в настоящей беде.
«НЕМЦЫ НЕ ПОМНЯТ, ЧТО ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ШАНТАЖ — ЭТО СТАРЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ…»
Герхард ГНАУК, корреспондент Frankfurter Allgemeine Zeitung (F.A.Z.) в Варшаве:
— Этот проект зашел очень далеко. Давление и пиар-работа определенной части крупного бизнеса в Германии и других странах мощные. Меркель, конечно, находится в сложном положении. Но если она будет опираться Nord Stream 2, то ее будут упрекать, что она служит американцам. Дело в том, что Трамп в западном мире и особенно в Германии усилил антипатии старых критиков США, но также напугал и растревожил старых друзей Америки. Он усилил тенденции раскола в западном мире. Путин знал, зачем его поддерживал и хвалил.
Когда немецкие СМИ на протяжении последних месяцев пишут о Nord Stream 2, то, конечно, вспоминают об этом проекте. Но иногда в таком тоне, что Украина «чувствует себя обиженной» из-за Nord Stream 2 и что потеряет деньги за транзит.
Будто бы это главные проблемы, а не вопросы независимости многих стран Европы. Немцы также не помнят, что энергетический шантаж — это старый элемент советской и российской политики, начиная с Берлинской блокады 1948—1949 годов против Западного Берлина.
Что касается роли и возможностей ЕС, в частности Еврокомиссии заблокировать этот проект, который не отвечает требованиям Третьего энергетического пакета.
Мне сложно сказать, что сделает ЕС. Интересным является предложение заместителя главы Администрации Президента Украины Константина Елисеева, которое было озвучено в издании Frankfurter Allgemeine Zeitung на прошлой неделе, чтобы немецкий бизнес вошел в украинскую газотранзитную систему (ГТС) и стал совладельцем. Если бы это имело место, то удар по украинской ГТС стал бы ударом по интересам определенных компаний. Ведь проект модернизации этой ГТС с немецкой помощью уже давно готов, и на компрессорной газовой станции в городе Бар на Подолье — первый пример этой модернизации. В этом году посол Германии в Украине Райхель посетил город Бар и об этом есть сообщение на сайте посольства.
— Нет ли у немецких компаний опасений, что против них могут быть применены санкции США, как это предусмотрено в принятом в прошлом году Конгрессом Законе относительно противостояния соперникам Америки через санкции (CAATSA), что включает положение о «допустимых санкциях» относительно российских энергетических экспортных трубопроводов в разделе 232?
— Санкции США — действительно самый сильный рычаг, который может повлиять на поведение компаний. Это абсурдно, но это не впервые, когда ЕС не в состоянии решить вопрос в духе своих собственных интересов, и США должны выручить ЕС. Россия — сегодня главный поставщик и газа, и нефти, как для Германии, так и для ЕС в целом. Российские компании, в том числе «Газпром», являются совладельцами половины газовых хранилищ в Германии. Здесь пора осуществить диверсификацию в интересах других поставщиков.
Но приход Трампа сильно усложнил ситуацию. Ведь большинство элит Западной Европы и большинство немцев в целом не видят в нем представителя интересов и ценностей Запада в целом.
«НА КРЮЧОК ДЛЯ ОЧЕРЕДНОЙ ЖЕРТВЫ ГАЗОВГО ШАНТАЖА ПОДВЕШИВАЕТСЯ ГЕРМАНИЯ»
Петер ЗАЛМАЕВ, директор «Евразийской демократической инициативы»:
— Германии этот проект выгоден, так как достается практически даром: все расходы, а они огромные, по прокладке труб берет на себя «Газпром».
Россия такой схемой убивает несколько зайцев: Северным потоком (Nord Stream 2) на крючок для очередной жертвы газового шантажа подвешивается Германия, заменяя Украину. Кроме всего прочего, это очередная замечательная возможность заработать подрядчикам, братьям Ротенберг, друзьям Путина.
Тем не менее, Германия видит в нем выгоду для себя, поскольку благодаря «Северному потоку-2» она заменит Австрию и Венгрию в качестве главного хаба.
«НЕ СЧИТАЮ НУЖНЫМ УВЕЛИЧИВАТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ ЗАВИСИМОСТЬ ЕВРОПЫ ОТ РОССИИ»
Бруно ЛЕТЕ, старший научный сотрудник по вопросам безопасности и обороны в Американо-германском фонде Маршала в Брюсселе:
— Прежде всего, Nord Stream 2 является предметом национальных интересов Германии и других стран, участвующих в строительстве трубопровода. Они рассматривают его как критический проект, который гарантирует поставку энергоресурсов. Nord Stream 2 завоевал популярность в частности из-за того, что многие страны Евросоюза не воспринимают Украину как надежного партнера/транзитера для обеспечения их энергетических потребностей.
Германия также утверждает, что Nord Stream 2 является сугубо коммерческим проектом, который не несет политических проблем для Украины и Центрально-Восточной Европы. По сути, в марте 2018 года Ангела Меркель заявила, что сначала она хочет выяснить влияние Nord Stream 2 в Украине, прежде чем продолжить проект.
Я не разделяю мнения некоторых экспертов, что Nord Stream 2 является своего года взяткой немецким компаниям.
Лично… вот, что я думаю: во-первых, поскольку экономика Еврозоны снова растет, Европе также необходимо удовлетворять растущий спрос на энергоносители. Традиционные источники поставок энергоресурсов, например Великобритания или Норвегия, медленно истощаются, поэтому ЕС должен искать новые места для приобретения нефти и газа.
Получается, что Россия является очевидным поставщиком с коммерческой точки зрения. Однако с политической точки зрения я лично не считаю нужным увеличивать энергетическую зависимость Европы от России. Тем более что Россия использует энергоресурсы как инструмент внешней политики. В данной ситуации задачи Европы — продолжать работать над диверсификацией энергоресурсов.
Источник – day.kyiv.ua
You must be logged in to post a comment.