• Saturday , 27 April 2024

Испытание для Америки

A child carrying a small broom walks by a line of National Guard members deployed to Bellevue Square as community members clean up after looting and vandalism that occurred Sunday at Bellevue Square in downtown Bellevue, Washington, U.S. June 1, 2020. REUTERS/Lindsey Wasson TPX IMAGES OF THE DAY

«Америка в огне», «протесты охватили всю страну», «поджоги, мародерство и столкновения с полицией», «такого не было со времен масштабных протестов против войны во Вьетнаме в 1960-х» — это лишь некоторые заголовки и выводы в СМИ о ситуации в США. Там, в Миннеаполисе, штат Миннесота, из-за смерти 46-летнего афроамериканца Джорджа Флойда, который умер во время задержания полицией (на него надели наручники, повалили на землю и прижали коленом шею, хотя тот кричал, что не может дышать, — мужчина умер в больнице), 25 мая вспыхнули массовые беспорядки. Впоследствии протесты охватили десятки американских городов по всей стране. В ночь с 28 на 29 мая протесты переросли в погромы — в Миннеаполисе люди сожгли полицейский участок, крушили витрины магазинов и грабили их, а также поджигали автомобили.

В более чем 40 городах США введен комендантский час. Для разгона протестующих были задействованы военная полиция Национальной гвардии, секретная служба, полиция Министерства внутренней безопасности. При необходимости применяются резиновые пули и слезоточивый газ. «Мэры и губернаторы должны создать значительное правоохранительное присутствие, пока насилие не будет подавлено. Если город или штат откажется совершать действия, необходимые для защиты жизни и имущества их жителей, то я разверну военную службу Соединенных Штатов и быстро решу для них проблему», — заявил президент США Дональд Трамп. Часть экспертов считает, что резкая и непоколебимая реакция на протесты президента США стала еще одной причиной, которая стимулирует людей на улице к большему противостоянию.

Однако ситуация, которая сейчас возникла и продолжается в США, является многослойной. Смерть Джорджа Флойда стала  только катализатором многих составляющих. Здесь и, конечно, расовый вопрос (расизм белого населения по отношению к чернокожим), и перипетии предвыборной кампании между республиканцем Трампом и демократом Байденом (последний обвиняет главу государства в «использовании американских военных против американского народа»), и последствия пандемии коронавируса (США лидер по количеству инфицированных и смертности), и использование протестов радикальными группами разного толка (левые, правые, анархисты, антифашисты) и пр. Похоже, Америку ждет настоящее испытание: какой она будет после этого — сложный и открытый вопрос для США и многих во всем мире.

«ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ, СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО, ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАВИРУСА, ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ СИЛ…»

Екатерина СМАГЛИЙ, руководитель отдела международного сотрудничества Дипломатической академии при МИД:

— Протесты, поджоги и погромы, прокатившиеся по Америке после смерти Джорджа Флойда 25 мая 2020 г., действительно впечатляют. Почти 40 городов по всей стране были вынуждены объявить комендантский час и использовать слезоточивый газ для разгона протестующих.

Это не первый случай, когда действия полицейских в штате Миннеаполис приводят к смертям чернокожих американцев. Однако объяснение масштабов протеста надо искать не только в жестоком обращении полицейских и трагических последствиях их действий. Второй причиной является глубокое социальное и экономическое неравенство между чернокожим и белым населением Америки. Несмотря на принятие исторического Акта о гражданских правах в 1964 году, проблема расизма и неравенства не исчезает. Сейчас эта проблема приобретает чрезвычайно острое звучание из-за вспышки коронавирусной болезни. Последствия коронавирусной болезни для США по состоянию на сейчас — это сорок миллионов безработных и более ста тысяч умерших. Как показывает статистика, кризис затронул чернокожих американцев больше всего. Газета New York Times недавно написала, что чернокожие составили 72% всех умерших от коронавируса в Чикаго. В среднем уровень смертности среди чернокожего населения от коронавируса в 2,5-3 раза выше, чем среди белых американцев.

В-третьих, вопрос расового неравенства является одной из центральных проблем нынешней избирательной кампании. Кандидат в президенты Джо Байден обвиняет президента Трампа в расизме и халатном отношении к проблемам социального неравенства в США. Этот вопрос ежедневно обсуждался в американских СМИ на протяжении всех месяцев с момента старта избирательной гонки. То есть трагический случай с Джорджем Флойдом фактически проиллюстрировал «гнойник» нерешенных социально-экономических проблем, которые являются центральной темой нынешних президентских выборов в США, и еще больше разогрел протестные настроения в американском обществе.

Наконец, за протестами могут стоять внешние силы. В интервью телекомпании CNN бывшая советник по национальной безопасности в администрации президента Барака Обамы Сьюзен Райс заявила, что в массовых протестах участвуют две группы граждан. К первой относятся те, кто искренне возмущается проблемами расизма и социальным и экономическим неравенством между белыми и чернокожими гражданами США. В составе второй — экстремисты и обычные хулиганы или полукриминальные банды, нарушающие внутриполитическую ситуацию. За действиями второй группы могут стоять «зарубежные агенты», в том числе Россия, которая еще во времена Холодной войны постоянно искусственно подогревала протестные настроения среди чернокожего населения с целью усиления конфликтов и раздора внутри американского общества. Мнение Райс разделяет и нынешний советник по вопросам нацбезопасности в администрации президента Трампа Роберт О’Брайен, который в своем «Твитте» вспомнил Китай, Ирак, Россию и Зимбабве в контексте провокаций протестных настроений через социальные сети.

То есть, как в любом протесте, имеем дело со многими факторами. Хочется пожелать Америке как можно скорее выйти из этой турбулентности и снова стать символом верховенства права, демократии и защиты прав человека для всего мира.

“ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ – БОЛЬШОЕ ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ США, ОДНАКО ПОМИМО СТОЛЬ МАСШТАБНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ, АМЕРИКУ УЖЕ НЕ УДИВИШЬ БОЛЕЕ МЕЛКИМИ ТОЛЧКАМИ НА РАСОВОЙ ПОЧВЕ”

Питер ЗАЛМАЕВ, политолог, ведущий телеканала «Прямой», директор международной некоммерческой организации «Евроазийская демократическая инициатива»:

– Безусловно, события в Миннеаполисе являются большим испытанием для Соединенных Штатов. Однако назвать это чем-то из ряда вон выходящим, наверное, нельзя, ведь такие события происходят с регулярностью раз в несколько десятков лет. Последний раз подобного рода мероприятия такого масштаба проходили в 1968 году, на волне протестов из-за войны во Вьетнаме. Также нужно вспомнить беспорядки 1991 года после оправдания полицейских, убивших Родни Кинга в Лос-Анджелесе; случайное убийство афроамериканского мальчика в аварии в Бруклине тоже в 1990-х годах, приведшее к погромам темнокожими бизнессов евреев-хасидов в районе «Crown Heights». Кроме столь масштабных потрясений, Америку уже не удивишь более мелкими, ежегодными толчками на расовой почве.

Нынешние события можно объяснить несколькими факторами: фоном всего этого, конечно, являются пандемия и карантин. Люди сидят взаперти уже почти два месяца, а сорок миллионов американцев в результате стали безработными, что уже фактически догнало уровень безработицы достигнутый во время Великой депрессии конца 1920-х , начала 30-х годов. Повлияло и то, что мы своими глазами увидели такое жестокое и хладнокровное убийство белым полицейским афроамериканца на улицах Миннеаполиса – оно стало последней трагедией в целой цепочке подобных убийств, за которыми мы наблюдаем последние несколько лет, задогло до президентства Трампа. В эпоху молниеносной связи, Фейсбука и Твиттера, новости расходятся с беспрецедентно высокой скоростью, как соответственно, и накал эмоций с последующей мобилизацией протестов.

Уже сейчас из достоверных источников мы узнаем о том, что, вполне вероятно, за наиболее насильственными призывами во время беспорядков возможно стоят не антифашистские силы и течения, которые принято обозначать общим термином «ANTIFA», и которые Трамп хочет признать террористической организацией, а как раз ультра-правые силы, белые «суперматисты» (те кто поддерживает идею о превосходстве белой расы), которые таким образом пытаются поджечь пороховую бочку гражданской войны. Не берусь за 100% достоверность этой информации, так как логично ожидать дезинформации и фейков от разных заинтересованных сторон. Так или иначе, не исключено, что нынешние протесты в скором времени могут войти в еще более страшную фазу.

Сам Дональд Трамп не чурается провокативных инсинуаций: три дня назад, комментируя в Твиттере протесты возле Белого дома, он намекнул что, возможно, настало время прийти и поддержать  «MAGA» (« Make America Great Again/Сделаем Америку снова великой», предвыборный лозунг Трампа – прим. ред.), таким образом призывая к прямым столкновениям. Это достаточно рискованная стратегия, встревожившая помощников Трампа: ведь далеко не все протестуют против президента, не смотря на то, что в Вашингтоне ядро протестов сконцентрировалось именно вокруг Белого дома.   Очевидно расчет Трампа сейчас в том, что благодаря лозунгу «Закон и порядок» он повторит опыт другого американского президента, Ричарда Никсона, победившего с эти мессиджем на выборах 1968 года.

Во время многотысячной акции в Нью-Йорке в 1968 году – похорон одного из студентов, который был убит полицейскими – строители строящегося тогда Всемирного Торгового Центра начали забрасывать демонстарнтов банками.  Вскоре они начали нападать на другие демонстрации, штурмовать университеты, бить студентов. Перед администрацией Никсона была дилемма: либо поддержать студентов и жестоко покарать этих «твердых касок» (“hard hats”), как их окрестили, или же наоборот принять их как своих. Именно вторая стратегия и была принята, после чего Никсон пригласил к себе в Овальный кабинет рабочих. Вероятно, на что-то подобное рассчитывает Дональд Трамп, без сомнения, он считает, что эти беспорядки ему на руку, помогут отвлечь от пандемии, экономического обвала, и 40-милионной безработицы. И, разумеется, дают повод обвинить во всем «безхребетных» демократов-либералов, в том числе, своего оппонента Джо Байдена.

То, что касается заявлений президента США о введении армии, является крайне  тревожным моментом. Дело в том, что закон 1807 года «О восстаниях», который предусматривает использование армии во внутренних целях, крайне редко вступал в силу. В последний раз подобное произошло в результате беспорядков, вызванных убийством  Родни Кинга в 1992 году. Введение в силу данного закона требует координации между федеральными властями и губернаторами штатов, а также согласования на уровне  Конгресса. Трамп же сомнительно утверждает, что он собственноручно может активировать этот закон. Это беспрецедентный ход, и немудрено, что, хоть и анонимно, многие представители Пентагона высказывают журналистам свою встревоженность  этой угрозой Трампа.

Протесты в очередной раз продемонстрировали расхождение реалии с «американской мечтой», построенной на идее равных возможностей для всех граждан Америки. Напомню, что Мартин Лютер Кинг, который был убит в 1968 году, в одном из последних своих выступлений прокомментировал феномен восстания в американской жизни. Тогда он сказал, что всегда выступал за ненасильственное сопротивление, но в своей реторике вынужден критиковать не только насилие со стороны протестующих, но и условия, которые привели к тому, что эти самые протестующие не видят другого способа добиться своих прав, помимо насилия. Кинг назвал бунт «языком неуслышанных людей» («language of the unheard»). Увы, я сам, как американец, вынужден констатировать, что проблема расизма и неравенства в Америке не только не решена,  но и усугубилась за последние несколько лет. В который раз, эта горькая реалия была выгравирована в моем сознании шокирующими кадрами белокожего полицейского, девять минут подряд коленом вдавливающего в асфальт шею безоружного, в наручниках, чернокожего. И все это за поддельную купюру в 20 долларов. Такова, очевидно, цена афроамериканской жизни.

Джерело – day.kyiv.ua

Related Posts

Leave A Comment

You must be logged in to post a comment.