Петр Залмаев 18 мая участвовал в экспертном заседании в лондонском аналитическом центре Chatham House. Оно полностью было посвящено казахстанской коррупции. В интервью DW Залмаев говорит, что при оценке нынешней ситуации в Казахстане участники сошлись на том, что власть там стареет, а нынешнее бурление – это лишь первый всполох грядущих перемен.
“Репортеры без границ” осудили волну арестов журналистов, произведенных в Казахстане в связи с протестами 21 мая. В пресс-релизе от 24 мая организация, ссылаясь на данные Международного фонда защиты свободы слова “Адил соз”, сообщила, что были арестованы 44 журналиста. Кроме того, в минувшие выходные в республике были заблокированы социальные сети. В этой связи международная правозащитная организация Amnesty International потребовала от Астаны “немедленно и безоговорочно” освободить более 30 гражданских активистов, арестованных либо за публично высказанное намерение принять участие в акциях протеста 21 мая, либо за публикацию информации об их подготовке в социальных сетях.
Волнения последних месяцев
Напомним, что в конце апреля – начале мая 2016 года в ряде казахстанских городов прошли мирные несанкционированные митинги. Их участники выступили против якобы планируемой властями продажи земли иностранцам. Поводом послужили новые поправки к Земельному кодексу. Далее гражданские активисты наметили на 21 мая общенациональный митинг против продажи и аренды земли на случай, если правительство не изменит свои планы.
Протесты 2011 года в Жанаозене
После этого президент страны Нурсултан Назарбаев уволил двух министров, ответственных за “земельный вопрос”, создал при правительстве комиссию по земельной реформе, и до 2017 года объявил мораторий на те нормы Земельного кодекса, которые вызвали в обществе резонанс. Однако намерение провести протестные акции 21 мая у активистов осталось. В результате, как уже указывалось, полиция провела превентивные аресты.
Ряд казахстанских и зарубежных обозревателей говорят о том, что 21 мая в городах республики могли пройти масштабные несанкционированные акции протеста, если бы они не были пресечены властями. При этом одни указывают на вопиющие нарушения закона в действиях казахстанской полиции, другие – на эффективность работы той же полиции ввиду угрозы массовых беспорядков и даже подготовки некоей “оранжевой революции”, инспирируемой из-за рубежа.
О схронах с оружием и фейках
Главный редактор “Новой газеты – Казахстан” (ее корреспондент Вячеслав Половинко был задержан в Алма-Ате 21 мая) Александр Краснер исходит из того, что президентский мораторий митинговую повестку исчерпывал, но, с одной стороны, кто-то настойчиво призывал к митингам, а, с другой, власть сама стала нагнетать обстановку через “свои” СМИ. “Первый канал – Евразия” продемонстрировал явный фейк о якобы проплаченных митингах и настойчиво искал “зарубежный след”. 20 мая появились малоубедительные сообщения о неких схронах с оружием и инвентарем для беспорядков. Власть убеждала саму себя и население, в том, что 21 мая произойдет что-то масштабное и опасное”, – говорит собеседник DW.
“Акции пресекли до их начала, и невозможно определить, сколько человек собиралось выйти на площади – арестовывали журналистов, пришедших делать свою работу, брали без разбора людей, которые просто оказались рядом с местом предполагаемого проведения акции. Но реальных лидеров протестное движение не выявило. А в Павлодаре, где, в отличие от других городов, местные власти не стали препятствовать митингу, собрались сорок-пятьдесят человек. Помитинговали около часа и разошлись”, – отмечает Александр Краснер. По его оценке, это подтверждает, что реальной повестки для протестных демонстраций по Земельному кодексу сейчас нет, и население исходило из того, что эта проблема пока отложена в долгий ящик.
“Паранойя властей или постмайдановский синдром”
Директор Нью-Йоркского фонда “Евразийская демократическая инициатива” Петр Залмаев объясняет то, что произошло с журналистами 21 мая, паранойей, начавшейся у властей.
“Вячеслава Половинко арестовали и практически сразу выпустили, но в результате власти имеют небольшой международный скандал, который вылился на страницы и экраны известных СМИ. Жесткая реакция на достаточно мирное протестное движение свидетельствует о неуверенности власти в своей возможности контролировать ситуацию. Возможно, в Казахстане сработал постмайдановский синдром”, – полагает собеседник DW.
Александр Краснер рассуждает иначе. “Задержаниями мирных граждан и журналистов из мухи власти раздули такого слона, что возникает подозрение – кто-то действует против власти изнутри нее самой. МВД позже извинился перед журналистами. Директор Казахстанского института стратегических исследований выступил с критикой вышеупомянутых сюжетов “Первого канала – Евразия” и сказал, что у Казахстана нет внешних врагов. Но если нет врагов внешних, а наша оппозиция толком собрать людей на митинги по более важным проблемам не может, значит, есть некая другая внутренняя сила, которая раскачивает лодку”, – полагает главный редактор “Новой газеты – Казахстан”.
Война между кланами или первый всполох перемен?
Он указывает на то, что “панамские досье” выявляют офшорные счета дочери президента, внука президента.
“Государственные деньги продолжают выводиться из страны, а их отсутствие списывается на кризис. Но по этому поводу у нас люди не выходят на улицы. Поэтому, я думаю, что тут определяющим фактором явилась война между кланами во власти, а не народное выступление”, – считает он.
Петр Залмаев 18 мая участвовал в экспертном заседании в лондонском аналитическом центре Chatham House. Оно полностью было посвящено казахстанской коррупции. В интервью DW Залмаев говорит, что при оценке нынешней ситуации в Казахстане участники сошлись на том, что власть там стареет, а нынешнее бурление – это лишь первый всполох грядущих перемен. “Как эти перемены будут выражаться, пока не очень ясно, но в обществе имеет место недовольство глубоким застоем экономики, проявившимся в результате резко упавших цен на нефть”, – считает Петр Залмаев.
Источник – dw.com
You must be logged in to post a comment.