• Sunday , 5 January 2025

Как скажется выбор американского электората на Казахстане?

Исходя из этого, г-н Залмаев делает следующий вывод: Москве будет дан сигнал о том, что она вольна действовать в «зоне своих интересов» с развязанными руками, в то время как Вашингтон не будет вмешиваться со своими проповедями на темы соблюдения прав человека и уважения территориального суверенитета близлежащих стран.

На днях Хиллари Клинтон, вслед за Дональдом Трампом, официально вступила в борьбу за кресло президента Соединенных Штатов. Пожалуй, это самая популярная на планете избирательная кампания, и от ее результатов зависит дальнейшая судьба не только Америки, но и многих других стран мира. В том числе и Казахстана. Давайте посмотрим, как  может отразиться победа Клинтон или Трампа на взаимоотношениях Белого дома и Ак-Орды, США и Казахстана.

Выбор мира

Еще недавно в Соединенных Штатах существовала поговорка, ставшая почти аксиомой и гласившая, что президентом этой страны может стать любой, но не чернокожий (афроамериканец), не женщина и не человек с плохими зубами. В 2008-м все коренным образом изменилось: тогда, напомним, главными кандидатами от Демократической партии стали будущий глава государства Барак Обама и Хиллари Клинтон, которая  впоследствии заняла пост госсекретаря, а зубы кандидата от республиканцев Джона Маккейна были не самыми идеальными.

Как бы мы ни относились к США, нужно помнить, что американские избиратели делают выбор не только для своей страны, но и для всего мира. И Казахстан в этом смысле не является исключением. Отсюда и большой интерес к предвыборной гонке. Фигуры кандидатов, их заявления и шансы на победу бурно обсуждаются в казахстанском обществе. Тем более что мистер Трамп и миссис Клинтон совершенно по-разному видят решение проблем во внутренней и во внешней (что для нас более важно) политике США. В этой связи отнюдь не праздным является вопрос о том, насколько круто изменится (и изменится ли вообще) отношение Вашингтона к Астане и как это повлияет на нас с вами,  граждан РК?

Козыри Трампа

Чтобы понять это, нужно для начала уяснить некоторые политические штрихи в портретах основных претендентов на получение прописки в Белом доме на ближайшие четыре года, а также вспомнить несколько малоизвестных или хорошо подзабытых фактов, связанных с их именами и нашей страной.

По большому счету, Дональд Трамп воспринимает международную политику как набор бизнес-сделок, выгодных сегодня США. Аполитичное правило «Only Business» в его случае выражено сильнее, чем когда речь заходит о предыдущих президентах-республиканцах. И это своеобразный козырь (прямой перевод фамилии Trump) в игре за голоса американских избирателей, любящих считать не только свои, но и чужие деньги. Здесь следует обратить внимание на то, что г-н Трамп довольно успешно занимается строительством и сдачей в аренду бизнес-недвижимости, имеет сеть казино и гостиниц по всему миру, а также уже двадцать лет сохраняет за собой права на проведение конкурса «Мисс Вселенная».

Не обошли Трампа и различного рода скандалы. Так, пять лет назад The New York Times опубликовала материал, рассказывавший, помимо всего прочего, о мошеннических сделках, в которых, возможно, участвовала компания, принадлежащая нынешнему кандидату в президента, а также о «сомнительных источниках финансирования из России и Казахстана». В статье был упомянут и «почти наш» Александр Машкевич. В статье подчеркивалось, что проблема уже улажена, а уголовное дело – закрыто.

Но более интересны для нас скандалы, связанные с политической деятельностью Трампа. Прежде всего, это его выступления относительно «угроз терроризма». Напомним, он предлагал запретить въезд в США приверженцам ислама и призывал собирать информацию о местных мусульманах. Это, конечно, популистские заявления, но, как говорится, есть повод задуматься.

Немаловажной является и позиция Трампа относительно России. В частности, его заявления о возможности признания Крыма частью РФ и ослабления (и даже полного снятия) антироссийских санкций со стороны США. Это симптоматично на фоне того, что многие американские эксперты рассматривают Казахстан в тесной связке (и экономической, и политической) с РФ. Кроме того, следует вспомнить и претензии Трампа в адрес другого нашего соседа и стратегического партнера – Китая, который, по его словам, «ограбил и изнасиловал» экономику Соединенных Штатов.

При всей популярности Трампа многие политологи как в самой стране, так и за ее пределами не воспринимают всерьез большинство его заявлений. Кстати, буквально на прошлой неделе американское издание The Daily Clog сравнило кандидата от республиканцев с «казахским журналистом» Боратом Сагдиевым, сопоставив их высказывания относительно абортов, гендерного неравенства и т.д. А еще Трампа часто  сравнивают с Сильвио Берлускони (многие итальянцы до сих пор недоумевают, как он мог стать их премьер-министром), который, как известно, считается другом главы нашего  государства.

Блин, Клинтон!

Хиллари Клинтон (урожденная Родэм) имеет гораздо более солидный политический опыт.  Причем ее активность далеко не всегда была связана с карьерой мужа, 42-го президента США, но тем не менее она по праву считается самой влиятельной хозяйкой Белого дома в истории страны. А с назначением на пост государственного секретаря США она стала  заметной фигурой и в мировой политике.

По мнению большинства наблюдателей, миссис Клинтон относится к внешней политике как к гуманитарной миссии, в которой США являются главным мировым гарантом прав человека. И именно с этой точки зрения следует рассматривать варианты взаимоотношений между Соединенными Штатами и Казахстаном, если Клинтон победит на ноябрьских выборах. Однако здесь следует принимать во внимание фактор влияния Госдепартамента и сената США (впрочем, как и в случае победы Трампа), а также исключительную дипломатичность  Хиллари, за которой могут стоять определенные  неожиданности для казахстанского режима.

Впрочем, г-жа Клинтон всегда была предельна тактична по отношению к руководству РК – даже «за глаза» предпочитала не говорить ничего плохого. Максимум – намеки, которые могли «расшифровать» лишь отечественные оппозиционеры и политически чересчур подкованные казахстанцы. Напомним, она посетила Астану в 2010 году, приехав на саммит ОБСЕ, и этот визит провластные СМИ подали чуть ли не как триумф  многовекторной политики РК. Она и сама, хоть и сдержанно, говорила о «плюсах» казахстанских инициатив, в том числе касающихся сотрудничества с МАГАТЭ – это было чуть позже, во время встречи с главой МИД РК.

С атомными делами в большей степени ассоциируется и ее муж Билл Клинтон, посетивший Казахстан в середине «нулевых» годов. Спустя несколько лет после этого визита в западной прессе заговорили о скандале, в котором оказались замешаны казахстанская национальная компания, опальный ныне оппозиционер и некоторые высокие чины РК, а также миллиардер из Канады. К слову, скандал этот до сих пор должным образом не замят, и его в любой момент могут вытащить наружу (с новыми подробностями) оппоненты кандидата от Демократической партии. Тем более что Трамп уже открыто намекнул на то, что было бы хорошо, если бы российские хакеры добыли еще какую-нибудь секретную переписку Клинтон.

Тактические корректировки

По мнению известного общественного деятеля, бывшего дипломатического работника Казбека Бейсебаева, интерес наших соотечественников к выборам американского президента вполне объясним:

– Казахстанцы, как и граждане других стран, следят за электоральной кампанией в США по одной простой причине – весь мир зависит от Соединенных Штатов. Самый наглядный пример экономического влияния – это то, что каждый из нас был бы не против иметь побольше долларов США. Нынешние выборы отличаются от предыдущих тем, что впервые за много лет нарушена традиция, согласно которой за высший в стране пост боролись только две партии: демократы и республиканцы. Следует сказать, что такая тенденция к «нарушению устоявшихся правил» наблюдается и в европейских странах. Это видно на примере Франции. Выход нетрадиционного кандидата Дональда Трампа в финал предвыборной гонки показывает, что в силу многих экономических и политических причин американцы хотят, чтобы больше внимания и, главное, средств направлялось на решение внутренних проблем.

Поэтому Казбек Бейсебеков полагает, что новый президент будет заниматься больше внутренней политикой, нежели внешней:

– Независимо от того, кто победит – Хиллари Клинтон или Дональд Трамп, у будущего президента в приоритете будут именно внутренние проблемы. Внешняя же политика не претерпит кардинальных изменений, хотя какие-то тактические корректировки, скорее всего, будут внесены.

Нехорошая перспектива

Другой наш собеседник директор НПО «Евразийская демократическая инициатива» (Нью-Йорк) Питер Залмаев, знающий ситуацию изнутри и являющийся специалистом по постсоветскому пространству, считает, что не все так просто:

– Дональд Трамп во всех своих высказываниях дает понять, что в случае его прихода к власти произойдет перекраивание системы коллективной безопасности НАТО и взаимоотношений США с их союзниками в Азии, в частности, с Японией и Южной Кореей. Кроме того, Трамп готов пересмотреть сам краеугольный камень отношений США с остальным миром, которые построены на продвижении демократии и кодифицированного в конвенциях ООН режима прав человека. Наибольшие риски такая политика изоляционизма, беспрецедентная для Вашингтона (во всяком случае, со времен второй мировой войны) несет странам бывшего Советского Союза, находящимся в орбите влияния реваншистской России позднепутинского периода.

Исходя из этого, г-н Залмаев делает следующий вывод: Москве будет дан сигнал о том, что она вольна действовать в «зоне своих интересов» с развязанными руками, в то время как Вашингтон не будет вмешиваться со своими проповедями на темы соблюдения прав человека и уважения территориального суверенитета близлежащих стран:

– Таким образом, на съедение России будут отданы Украина, Молдова, Беларусь, Казахстан и даже республики Прибалтики. В каждой из этих стран сохраняются значимые сегменты русскоязычного населения, являющие собой благодатную почву для развязывания гибридных военных действий, в том числе по сценарию двухлетней войны в Донбассе. Весь русскоязычный север Казахстана несет в себе этот потенциал и является рычагом давления на Ак-Орду со стороны Москвы.

Поэтому в случае прихода Трампа в Белый дом можно ожидать усиления авторитарных тенденций в Казахстане: с одной стороны, возрастет влияние авторитарной России, с другой – ослабнет влияние США, чей президент будет рассматривать своего российского коллегу в качестве надсмотрщика над всем постсоветским регионом. Традиционный американский плэйбук (каковым является, например, практика публикации Госдепартаментом ежегодных отчетов о состоянии дел с правами человека во всех странах мира), по которому Вашингтон выстраивает свои отношения с другими государствами, будет выкинут.

А тем временем в казахстанском сегменте соцсетей уже проводятся «альтернативные выборы» президента США. Там пока побеждает Хиллари Клинтон. Но тут необходимо помнить, что, помимо двух фаворитов, в президентской байге намерены участвовать еще пятеро кандидатов (от различных партий и движений, а также самовыдвиженцы), включая экстравагантного художника-перфомансиста Вёрмина Суприма (дословно «Верховный паразит»). Того самого, который на прошлых выборах обещал каждому американцу по пони и призывал путешествовать во времени. Думается, ему понравилась бы наша страна…

Источник – camonitor.kz

Related Posts

Leave A Comment

You must be logged in to post a comment.