“Возможно, диверсия на полуострове как раз и была нацелена на то, чтобы заблокировать “нормандский” формат”, – прокомментировал “Обозревателю” американский политолог, директор международной некоммерческой организации “Евразийская демократическая инициатива” Питер Залмаев.
Саммит “большой двадцатки”, намеченный на 4-5 сентября, на этот раз пройдет без участия Украины, а вот российский президент Владимир Путин встретится с лидерами Германии, Франции, а, возможно, и США. Разумеется, это не может не беспокоить Киев. Сторонники “теории заговора” и вовсе полагают, что Кремль и Запад собираются решить украинский вопрос без Украины. Есть ли основания для подобных опасений и чего ожидать от встречи лидеров ведущих стран – разбирался “Обозреватель”.
Отстранить Украину
Несмотря на то, что украинский вопрос не стоит на повестке дня саммита в Китае, он, конечно, будет обсуждаться, учитывая регресс в Минских переговорах. Изначально ожидалось, что на полях саммита пройдет встреча в “нормандском” формате. Однако в начале августа Россия обвинила Украину в диверсионно-террористической деятельности в Крыму. В итоге Москва отказалась от четырехсторонней встречи.
“Возможно, диверсия на полуострове как раз и была нацелена на то, чтобы заблокировать “нормандский” формат”, – прокомментировал “Обозревателю” американский политолог, директор международной некоммерческой организации “Евразийская демократическая инициатива” Питер Залмаев.
То есть, Россия стремится отстранить Украину от процесса переговоров, переведя их в трехстороннюю плоскость. Однако пока подобная тактика не принесла результатов – президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель отказались от совместной встречи с Владимиром Путиным, сославшись на плотный график. Глава Кремля встретится с Олландом и Меркель по отдельности, а в таком формате серьезные решения приниматься не будут.
Поэтому у Киева нет оснований опасаться, что во время саммита Запад “сговорится” с Россией. Отказ от трехсторонней встречи и недавние, вполне однозначные заявления немецкого лидера относительно несвоевременности снятия санкций – веское тому доказательство.
Дожать Запад
В то же время было бы наивно полагать, что Путин изменит свою позицию во время саммита и пойдет на уступки. Никаких предпосылок для столь резкого изменения курса пока нет.
“Россия считает, что сможет дожать Запад, и он откажется поддерживать Украину. А этого не произойдет. Поэтому мы обречены на продолжение игры “тяни-толкай”, – отметил в комментарии “Обозревателю” экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.
Традиционно Москва попытается убедить Запад жестко надавить на Украину в контексте принятия закона о так называемом особом статусе Донбасса и проведении местных выборов. Впрочем, маловероятно, что Меркель и Олланд поддадутся на уговоры Путина.
“Россия говорит: “Сейчас мы в Донецке проведем выборы, а вы примите закон, договоритесь с “республиками” и примите их обратно на наших условиях”. Украине же удалось убедить Запад, что ни один созыв Верховной Рады не примет такого закона. Я знаю, что посланники Европейского Союза и США приезжали в Киев, чтобы убедиться в следующем: 1) готова ли Украина к реформам (в этом они, кстати, не убедились); 2) существует ли консенсус в украинской элите, в обществе по отношению к Минским соглашениям. Они убедились, что президент Петр Порошенко не врет, когда говорит: я не могу провести закон об особом статусе – меня тут же свергнут”, – подчеркнул в интервью “Обозревателю” российский политолог, публицист, кандидат исторических наук и общественный деятель Валерий Соловей.
Замкнутый круг превратится в удавку?
Саммит не будет иметь трагических последствий для Украины, однако и на какой-либо позитив рассчитывать не приходится. Вероятно, ситуация на Донбассе будет второстепенным вопросом. Несмотря на то, что саммит G20 отчего-то повсеместно считается встречей, на которой решаются важнейшие геополитические проблемы, это не совсем так. “Большая двадцатка” собирается прежде всего, чтобы обсудить экономические вопросы.
“К примеру, саммит в Китае сфокусирован на специфической проблеме избытка металла на мировом рынке”, – прокомментировал “Обозревателю” профессор Дипломатической академии Украины Сергей Шергин.
Разумеется, нельзя недооценивать встречи на высоком уровне и кулуарные переговоры во время саммита, однако гораздо чаще их результатом становятся декларативные заявления, чем конкретные договоренности.
“И в этот раз мы услышим знакомые фразы и призывы к выполнению Минских соглашений и диалогу в рамках “нормандского” формата, но не более”, – считает Питер Залмаев.
Таким образом, китайский саммит не разорвет минский замкнутый круг, но и не затянет его удавкой вокруг шеи Украины.
Источник – obozrevatel.com
You must be logged in to post a comment.