Очевидно, главный «след» Порошенко в истории Украины – успешная программа восстановления украинской армии, пришедшей в запустение за годы господства ее предшественников, особенно Януковича, считает директор Eurasian Democracy Initiative Питер Залмаев.
Ровно два с половиной года назад, в революционных условиях 2014 года потсмайданная Украина выбрала нового президента – Петра Порошенко, успешно прогнав старого «легитимного» на российские просторы
Тогда же общество обнаружило большую консолидированную позицию и подавляющим большинством поддержало Петра Алексеевича. Конечно, кандидаты в очереди не стояли, но, как говорит народная мудрость, – на безрыбье и рак рыба.
Поэтому, взяв в руки булаву власти, Порошенко получил бонусом еще мешок проблем и новейших вызовов: аннексированный Крым, война в Донбассе, обещанные перед европейскими друзьями «кардинальные» реформы и разношерстный парламент, с которым, так или иначе, надо договариваться.
Сторонники Порошенко за комплиментами в карман не лезут. К его заслугам относят такие важные вещи, как создание ряда антикоррупционных органов, деолигархизация, декоммунизация. Кроме того, одна из ключевых линий президента – сдвиг в либерализации визового режима для украинцев, децентрализация власти, реформы в сфере полиции и армии.
Однако не все так безоблачно на Банковой. С Запада неоднократно за последние годы летели камни в президентский огород. Ведь там не удовлетворены темпами, которыми реформируется Украина, в частности, в сфере борьбы с коррупцией. Именно коррупция является едва ли не самым важным фактором, который, по мнению многих, препятствует изменениям в стране.
Также большой вопрос вызывает и внутренний конфликт двух «я» Порошенко: «президента и бизнесмена». Обещания о продаже своего бизнеса (в частности, фабрики «Рошен» в российском Липецке) так и остались обещаниями.
«У нас в стране не будет олигархов. Олигархи должны быть отстранены от власти и стать представителями, если они конкурентоспособны, большого бизнеса», – сказал Петр Порошенко 29 апреля 2015 года.
Однако сегодня эти слова звучат довольно неоднозначно, если принять во внимание, что по оценкам некоторых экспертов, за время своего президентства активы Порошенко увеличились в разы.
Politeka решила спросить у экспертов, что они думают о больших победах, громких поражениях и политических перспективах главы государства.
«Рошенов» становится все больше, а люди живут все хуже
По словам философа Валентина Гладких, основная оценка президентства Порошенко на нынешнем этапе – разочарование.
Причина заключается в двух аспектах. Во-первых – было чрезмерное ожидание со стороны общества. Во-вторых – президент обещал больше, чем объективно мог выполнить. А именно, его заверения, что 24 ноября получим безвиз. Понятно, что это было за пределами компетенции главы государства. Ведь такое решение принимают европейские партнеры. Часто в пылу обещал нереальные вещи.
В общем, как на украинского политика у Порошенко довольно приличный рейтинг выполненных обещаний – 45%. Среди них – получение кредита от США для увеличения золотовалютных резервов, открытие доступа к информации о доходах и расходах чиновников – е-декларирования. Также выполнено обещание об увеличении контрактной составляющей украинской армии.
Невыполненных пунктов тоже хватает. Мы уже даже не вспоминаем о таких предвыборных баталиях, как «закончить АТО за 10 дней». Порошенко анонсировал стремительные и радикальные реформы. Их так и не увидели. Все это вызывает недовольство у людей. Но здесь стоит сказать, что были определенные причины, почему не удалось всего сделать. Не он же убил украинскую армию. И не он превратил правоохранительные органы и госаппарат в деградированные структуры.
Но его проблема в другом. Как умный человек осознавал, в каком состоянии принимал страну. Однако вместо того, чтобы жить по-новому – продолжал жить по-старому. Это стало вполне очевидным во время предвыборной кампании в парламент. Не захотел качественно формировать свою политическую силу. Пошел по пути наименьшего сопротивления, привлекая принцип «всякой твари по паре». Сделал ставку на ресурсных кандидатах – так называемую шляхту, которая пережила за 25 лет все политические режимы. Думал, что будет их использовать, а в результате сам стал их заложником.
Что касается его бизнеса, то дилемма заключается не в продаже, а в том, что магазинов «Рошен» становится все больше, а люди живут все хуже. Бизнес – не преступление. Это ошибка. Не было же политической целесообразности, например, делать сына депутатом. Не устоял перед соблазном. Как и не было целесообразности строить у каждой станции метро «Рошен».
И в информационном поле Порошенко забили как мамонта. Он здесь совершенно проигрывает. Ибо вся его критика падает на благодатную почву – обедневших людей, которым все его состояния мозолят глаза.
Досрочные выборы в парламент неизбежны. А вот для президентских нет оснований. В Украине есть политические силы, которые эту тему раскачивают, потому что заинтересованы дестабилизировать ситуацию, или же привести к власти комфортный для различных геополитических центров режим. Однако у Порошенко есть достаточно инструментов, чтобы удержаться у власти.
Досрочные президентские выборы – маловероятный сценарий
Петру Порошенко за два с половиной года удалось стабилизировать государство, фактически находившееся в состоянии полураспада. – Рассказывает политолог Петр Олещук.
– Однако президенту нужно продемонстрировать хоть какие-то достижения на основных направлениях – это прекращение войны, евроинтеграция и борьба с коррупцией. Иначе политическая ситуация для него будет только ухудшаться.
Досрочные президентские выборы сейчас маловероятны. В Украине нет реального конституционно-правового механизма для их проведения. То есть они возможны только как в случае с Виктором Януковичем, когда президент бежал из страны. В случае с Порошенко подобный сценарий представляется малореалистичным.
Что касается альтернативы Порошенко, то она может быстро меняться. Когда в 2013 году начинался Майдан, лишь единицы оценивали Порошенко как возможного президента и альтернативу. Его рейтинг был низким и никто взаправду не говорил, что он может стать главой государства. Но буквально через несколько месяцев все изменилось.
О сближении с Западом, проблемы в оборонке и дефекты украинской политики
Во внешней политике ситуация более или менее позитивна для Порошенко. А вот в ситуации с нацбезопасностью все сложнее. Так считает директор центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
— Еще в 2014 году Украина подписала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом и о зоне свободной торговли. Сейчас началась будничная работа: приспособление, адаптация к новым условиям отношений с ЕС. Осложняет ситуацию только война на Донбассе и проблемы в самом Евросоюзе.
Сложнее с безвизовым режимом. Украина свою половину работы сделала, но вопрос повис внутри политико-бюрократического аппарата ЕС.
Также в течение этих лет удалось поддерживать санкции против России, хотя ряд европейских стран выступают за их отмену. К тому же активно в этом направлении работает и Москва.
В 2014 году удалось освободить только часть Донбасса. Усиленное вмешательство России осложнило ситуацию.
Также в Украине неоднозначное отношение к Минским соглашениям. Но отказаться от них нельзя. В общем, тактику выбрали правильную, а отсутствие прогресса зависит от позиции РФ, которая продолжает поддерживать сепаратистов и стремится навязать свою модель, которая не устраивает Киев.
Борьба с коррупцией, хотя и с опозданием, но все-таки происходит. Проблема только в медленных темпах и изменения качественно не ощущаются.
Относительно скандалов и обвинений, звучавших в адрес Порошенко за последний год, они отражают саму природу украинской политики, ее сочетание с бизнесом. Это проблема, как для президента, так и для политической системы в целом.
О реальности и ожиданиях
Очевидно, главный «след» Порошенко в истории Украины – успешная программа восстановления украинской армии, пришедшей в запустение за годы господства ее предшественников, особенно Януковича, считает директор Eurasian Democracy Initiative Питер Залмаев.
— Оправдал Порошенко постмайданные ожидания украинцев? Несомненно, ожидания после любой революции всегда превышают возможности революционного правительства. Рядовые украинцы остаются недовольны медленным ходом антикоррупционной борьбы. И людей можно понять.
До сих пор мы не видели суда над громкими коррупционерами от предыдущей власти. Почти все бросились из страны во время либо сразу же после Майдана. Вернуть их сейчас нереально, учитывая, что они скрываются в России.
Порошенко сумел достичь того, чего Украина в определенный момент нуждалась, но пока не смог сделать то, чего она хотела.
Разговоры о досрочных выборах, как парламентских, так и президентских, – как раз то, чего добивается соседняя страна-агрессор: расшатывание власти в Украине до новых потрясений, чтобы после с радостью показывать на всех подвластных телеканалах новые беспорядки в «бывшей братской республике», которая так и «не состоялась как независимое государство».
Выборы должны состояться в назначенное время. Тогда украинский избиратель будет иметь возможность самостоятельно решить, нужен ли стране новый президент. Пока президент не совершил тяжкого преступления, следовательно, конституционных оснований для его досрочного переизбрания нет.
Источник – politeka.net
You must be logged in to post a comment.