“ДС” Зачем вы делаете свое шоу, какие цели перед собой ставите? И что важно знать украинцам про международную политику?
П.З. Мы делаем свою программу в первую очередь с образовательной целью, в формате инфотейнмента – нескучного рассказа о международных событиях. Я провел небольшой экскурс в историю. Конец XIX века и 40-е годы XX века. Две волны украинской эмиграции в Бразилию, где одна из наиболее многочисленных украинских диаспор в мире. Почти 500 тыс. бразильцев считают себя Ukrainian-Brazilian. Рассказал о писательнице Кларисе Лиспектор, о которой в Украине мало знают, но которая на глазах становится глобальным литературным феноменом. Она умерла еще в 60-х годах, и сейчас ее переводят на многие языки. Она была родом из Виннитчины. Есть и другие интересные персонажи. Вот об этом мы и рассказываем, переходя к большой политике, к “тропическому Трампу”, Жаиру Болсонару, победившему на бразильских выборах и добавившему южноамериканский кусок пазла трампизма. То есть несколько контекстов, несколько уровней понимания ситуации.
“ДС” Какие мифы бытуют среди украинцев касательно международного положения, какие стереотипы?
П.З. Их достаточно. Украинцы считают, что раз Украина стремится в Европейский Союз, то в Европе все прекрасно. Люди почему-то считают, что это социалистические страны, что там государство должно заботиться о своих гражданах. Приходится эти мифы разрушать.
“ДС” Вы говорите об образовательной цели программы. Там, где образование, там манипуляции. Вопрос простой: вы манипулируете?
П.З. Политического заказа на те или иные месседжи в нашей программе нет. Скажу больше, если бы он был, меня бы уже на канале не было. Я не чувствую ровным счетом никакой цензуры, напротив, мы являемся авторской программой, поэтому все “манипуляции”, которые вы можете увидеть в нашем ток-шоу, – это наш с Тарасом Березовцом (соведущий программы The Week. – “ДС“) взаимный дружеский троллинг, высказывание каких-либо собственных политических убеждений. Мой бзик – это Трамп. Глубоко уверен, что трампизм – крайне опасное не только для западного, но и для всего остального мира явление. Собственно, началом моей карьеры стала правозащита – в начале 2000-х я работал в Нью-Йорке на старейшую правозащитную организацию США International Leage for Human Rights (Международная лига за права человека), где возглавлял отдел стран Центральной Азии и Кавказа.
“ДС” Вы много работали и работаете с Казахстаном. Если сравнить казахстанского обывателя с украинским, в чем разница?
П.З. Разница в количестве “ваты”. Я продолжаю активно работать с казахами, в основном с казахстанской оппозицией, но и с демократически настроенной частью назарбаевской элиты также. Если даже не брать во внимание весь русскоязычный север Казахстана, его потенциальную пятую колонну, “Северо-казахстанскую народную республику”, то в целом казахстанцы больше поддерживают Путина, чем в других странах региона. Казахи очень боятся китайской экспансии, и Россия – это необходимый противовес в понимании Казахстана и других стран региона, чтобы не быть съеденными Китаем.
“ДС” Мы говорили об информировании, поговорим об энтертейнменте. В чем развлечение для публики?
П.З. Тут мы тоже пытаемся менять парадигму и рвать шаблоны. Например, Фонд Виктора Пинчука привозит с лекциями для молодежи писателя-философа Ниала Фергюсона: мы записываем интервью с ним, в котором выявляем его взгляды о Трампе и о российско-украинском конфликте. Или, например, у нас выходит сюжет про недавно поставленный в Театре им. Ивана Франко спектакль Белорусского свободного театра. В этой потрясающей постановке под названием Burning Doors (“Горящие двери”) три главных действующих лица: это Алехина (Мария Алехина – активистка Pussy Riot. – “ДС“), играющая саму себя, Павленский (Петр Павленский – российский художник-акционист. – “ДС“) и Олег Сенцов. То есть своего рода политический театр. Таким образом, мы избегаем зацикленности на сугубо политических темах, подводим к политике и через культуру, как в данном случае, и через экономику, и через историю.
“ДС” Где бы оказался Трамп в украинских политических реалиях?
П.З. Вполне вероятно, был бы президентом Украины. Он по-своему харизматичен, гениально манипулирует, навешивает ярлыки и врет, как дышит. Плюс ореол самим заработанных миллиардов (что, кстати, по сути, фейк-ньюс). В информационной лавине, которая нас погребла и которая состоит на 90% из лжи, понять, где правда, а где фейк-ньюс, невозможно. Соответственно, у Трампа были бы тут прекрасные шансы. Извечные олеги ляшки украинской политики в совокупности могут как-то напоминать Трампа, но одной подобной фигуры в Украине пока не наблюдается.
Я опасаюсь трампизма в обоих его проявлениях: американском и глобальном. В США XXI века быть политиком – не должно быть инструментом для достижения статуса и личного обогащения. В Америке политическая коррупция, разумеется, тоже есть, но работает по-другому. Доселе коррупция по-вашингтонски выглядела так: ты работаешь на правительственной должности, получаешь свою скромную зарплату в $100-150 тыс., потом уходишь на пенсию, после чего идешь на K Street (улица, на которой расположены офисы крупных лоббистских фирм. – “ДС“) представлять интересы крупного бизнеса либо политиков из стран второго и третьего мира. И теперь к своим же бывшим коллегам возвращаешься в качестве лоббиста и работаешь уже на “взрослый” гонорар либо на процент от сделки. Яркий тому пример – Пол Манафорт, который начал карьеру в президентских кампаниях Джеральда Форда и Рональда Рейгана, впоследствии загребая миллионы, отмывая репутацию диктаторов Маркоса, Мобуту Сесе Секо и нашего Януковича.
Так вот, при Трампе мы видим тенденцию изменения этой американской модели коррупции. Об этом свидетельствует череда скандалов, повлекших за собой отставки членов его администрации, которые пытались “обустраивать свой быт” во время пребывания на официальном посту. Например, Прюитт (Скотт Прюитт – администратор Агентства по охране окружающей среды США. – “ДС“) шагу не мог ступить, чтобы не напомнить поведение латиноамериканского либо украинского чиновника среднего пошиба. Стоит вспомнить только его упорные попытки пробить своей жене франшизу ресторана жареной рыбы. Ну а, как известно, рыба гниет с головы, и недавно “Нью-Йорк таймс” завершила и опубликовала детальнейшее расследование происхождения бизнес-империи Дональда Трампа, где он выглядит далеко не обычным нахрапистым шарлатаном из спального нью-йоркского района Квинс.
“ДС” Не считаете ли вы, что Трамп – это такой себе американский “противсіх”, “антиистеблишмент”?
П.З. Но он и становится этим самым истеблишментом, подминая под себя старый истеблишмент! Мы как-то говорили в одном из недавних выпусков о феномене фейк-ньюс. О том, что под этим лейблом скрываются два феномена и их важно разделять – есть реальные фейк-ньюс, а есть фейк-ньюс из словаря Дональда Трампа, то есть все СМИ, передающие информацию, которая ему не нравится. Как, например, “Нью-Йорк таймс”, Washington Post и CNN со своими расследованиями коррупции трамповской администрации. Эти материалы разрывают на мелкие кусочки и без того шитый белыми нитками трамповский миф о self-made billionare, который якобы перешел на сторону small guy, простого трудяги. Недавние выборы в Конгресс продемонстрировали – большинство американцев прекрасно видят эти белые нитки мифа Дональда.
Я живу с 1999 года в одном городе с Трампом, лично не знаком с ним, хотя однажды мне довелось делить с ним лифт до 34-го этажа его Трамп-тауэра, где жил один мой небедный университетский товарищ. С самого начала Трамп был мне неприятен с эстетической стороны. Его стиль – это американский эквивалент золотых зубов советского базарного воротилы. Или, как любят повторять в леволиберальной американской прессе, Трамп – это представление низшего слоя американцев о том, как живут высшие 0,1%.
Источник – dsnews.ua
You must be logged in to post a comment.