• Friday , 26 April 2024

Питер Залмаев: Судьба Украины, скорее всего, будет решаться без самой Украины

Политолог, директор международной некоммерческой организации “Евразийская демократическая инициатива” Питер Залмаев, в эксклюзивном интервью изданию “Грушевского,5” рассказал об изменениях в мировой геополитике, политике Порошенко и как Украине поступить с Донбассом.

О новом президенте США

Пророссийские кандидаты приходят к власти: в Молдове, Румынии, Франции, США… Европа все больше концентрируется на своих внутренних проблемах и меньше – на украинских. Питер, давайте поговорим о том какое место занимает Украина на геополитической карте мира на сегодняшний день?

Геополитическая карта меняется крайне стремительно. Волна популизма, судя по всему, докатилась до Вашингтона, по пути накрыв несколько западно-европейских держав, которые сейчас претерпевают очень серьезные изменения. На волне популизма приходят разные антиэмигрантские, ксенофобские, открыто российские, если не сказать нацистские партии, которые занимают большое количество мест в парламентах. Под угрозой сейчас находится Франция, в случае победы Марин Ле Пен. Европа меняется на наших глазах, но будут ли эти изменения долгосрочными? Мы же все хорошо знаем, что история циклична. Все эти веяния сами по себе не возникли, это реакции на определенные события. Кто-то указывает на правление Джорджа Буша-младшего и развязывание войн на Ближнем Востоке, которые привели к «арабской весне», дали поток эмигрантов, учащение терактов в Европе и т.д., кто то обвиняет “оторвавшихся от реалий жизни обычных людей” западных либерально – демократических элит.

Как повлияет политика Трампа на Украину? Каким будет его политика в отношении Украины, по Вашему мнению?

Очень сложный вопрос. Я не берусь сделать такой глобальный прогноз и вряд ли кто-то это сделает. На самом деле, представления Трампа об Украине очень слабые. Он человек, который инстинктивно настроен на общение с сильными мира сего, а Украина в его понимании не сильное государство. Однозначно, что для него существенным является партнерство с Путиным. Насколько оправдаются чаяния Кремля и имели ли вообще место таковы, будет ли заключена «Большая сделка» с Америкой, прогнозировать сложно, но учитывая инстинкты новоизбранного Президента США, думаю он сконцентрируется на двусторонних отношениях с большими державами: Россией, Китаем (которому он грозит торговой войной), Индией. И вопрос Украины думаю будет решаться в контексте развития личных отношений между Трампом и Путиным.

То есть, судьба Украины, возможно, будет решаться без самой Украины за столом переговоров. Во время своей предвыборной кампании, Трамп утверждал, что с Россией нужно дружить, мириться, вместе воевать с исламской угрозой. Многих это и привело к мысли, что Украина и может быть этой разменной картой, которую захочет Путин в качестве цены за сотрудничество на Ближнем Востоке.

В своей речи Дональд Трамп акцентировал внимание на том, что намерен вернуть границы США, сделать Америку сильным государством и сконцентрироваться на внутренних проблемах, которые накопились, по его мнению, за годы правления Барака Обамы. Он говорил об американцах и ни словом не обмолвился об Украине. На что еще важно обратить внимание?

На то, что Дональд Трамп, пусть даже фиктивно, но является республиканцем. Все его окружение это – республиканская партия, а она всегда была более ястребиной по отношению к России, еще со времен Холодной войны. Джон Маккейн, Филип Грэмм, и многие другие, никогда не согласятся заключать такого рода сделку с путинской Россией. Я предвижу большие батталии между Президентом и Конгрессом. Симпатия изрядного количества конгрессменов, сенаторов и членов нижней палаты будет сохраняться на стороне Украины и это будет важным инструментом давления, может единственной надеждой Украины не быть использованной как разменная карта.

Что Вы имеете ввиду?

Речь идет о необходимости организации интенсивной кампании лоббирования конкретных членов Конгресса посредством, в том числе посредством прессы. Трамп – «темная лошадка». Судя по его назначениям – ситуация не очень для Украины обнадеживающая, но и не полностью удручающая. Более всего меня настораживают назначения Рекса Тиллерсона на пост Госсекретаря и Генерала Майкла Флинна в качестве советника национальной безопастности, поскольку оба известны своей дружбой с Путиным.

Как Вы можете его описать как политика, его сильные стороны?

Парадоксально, но победить Трампу помогла та его особенность, что он не является политиком ни по опыту, ни по сути. Дональд Трамп – это некий феномен который выходит далеко а рамки своей персоны: он – человек-флюгер, который очень хорошо оседлал «медийный конек» самопиара и одновременно сумел озвучить предрассудки, страхи и чаяния “неуслышанной” сердцевинной Америки.

Я живу в Нью-Йорке с 1999 года и однажды при мимолетном личном знакомстве имел возможность убедиться, что Трамп действительно яркая личность, никогда не выходящая из своей роли. Он сумел вовремя почувствовать веяние назревающего недовольства в стране, и стал эдаким протестным кандидатом, за которого голосовали по принципу не «за», а «против». Голос за Трампа это был голос против обоих полюсов американского истеблишмента – как демократов так и республиканцев.

Стране нужны перемены. Конгресс уже много лет дисфункционален и судя по всему вообще потерял способность находить консенсус и принимать законы. Этот процесс начал набирать обороты еще при втором сроке президентства Буша-младшего, зарождения “Чайной партии”. То, что мы видим сейчас – это кульминация всех этих процессов. Дональд Трамп это своего рода квинтэссенция всего этого. И, тем не менее, для абсолютного большинства его победа была громом среди ясного неба. Люди, которые твердили что Трамп победит, были либо городскими сумасшедшими либо сам Трамп и его команда. И только единицы из них были истиннными пророками.

Трамп утверждал, что он ни от кого не зависит, что, якобы, он сам себе хозяин. Если это действительно так, остается вопрос почему он стал единственным кандидатом, который за последние 40 лет отказался обнародовать свою декларацию о подоходных налогах. Мы подозреваем, но не знаем на все 100% что у него и некоторых членов его комманды есть секретные связи с Москвой. Также, Трамп отказался дезавуировать свою бизнесс империю, которая имеет интересы как минимум в 20 странах, в том числе в Индии, Турции, Шотландии, Бразилии. Наприер, два люксовых небоскреба под вывеской “Трамп” сейчас достраиваются в Стамбуле. Представьте себе что их атакуют шахиды-самоубийцы: как подобный теракт будет расцениваться американскими спецслужбами? Как против Трампа-бизнесмена или Трампа-президента США? Учитывая, что у Трампа таких объектов много в разных странах, покуда Трамп остается де факто хозяином своей бизнесс империи, это будет сильнейшей головной болью для спецслужб как Америки, так и стран где имеются трамповы владения.

В истории американского президенства такого конфликта интересов еще не было. Но реальную степень этого конфликта, как, возможно, и причину его подозрительно теплых высказывания в адрес Владимира Путина, мы не узнаем покуда Трамп не покажет свои налоговые декларации. А пока, остается непонятным как реагировать элитам, в том числе медийным, на выссказывания Трампа в отношении политиков и стран с которыми у него может быть этот самый конфликт интересов.

Также как и на его коммуникации с миром и с американцами через твиттер.

Конечно. Система проигрывает ему, с его 20+ миллионами подписчиков, когда он одним своим твитом пытается перечиркнуть работу спецслужб, в том числе ЦРУ, заявляющих о фактах вмешательства России в выборы.  Трамп просыпается среди ночи и сочиняет твит, где обвиняет спецслужбы в политиканстве и установлении атмосферы “нацистской Германии”. Ситуация, когда президент объявил и ведет войну со спецслужбами и СМИ используя подобный мегафон – не имела аналогов ни при Буше ни при Обаме. Такое положение вещей подрывает институты американской демократии.

Вообще должен отметить, что предвыборная кампания Дональда Трампа прошла по лекалам российской гибридной войны против Украины: в ней аналогично использовались дезинформация, отрицание фактов – насаждалась атмосфера “постфактуальности”. И те кто надеялись что Трамп-кандидат образумится будучи Трампом-президентом были жестоко разочарованы в первый же день его президентства, когда вместо того чтобы управлять страной Трамп в очередной раз сцепился с прессой, оспаривая колличество посетителей своей инаугурации и ложно утверждая что оно побило рекорд инаугурации своего предшественника в 2008 году.

 

О политике президента Украины

Как Вы оцениваете политику Порошенко за первые годы его президентства? Есть ли реальные успехи и в чем они?

Да, безусловно, они есть. В первую очередь, конечно же, это армия. Нельзя не обратить внимание на то,  что армия была воссоздана в сложнейших условиях, во время военных действий, когда страна была на гране развала перед угрозой сепаратизма во многих городах Украины от Харьковской и заканчивая Одесской областями.

У Порошенко богатый политический опыт, он был министром иностранных дел, владеет языком дипломата, лоббиста государственных интересов . Я часто наблюдал его на различных площадках, будь то выступление перед студентами Колумбийского университета, или встреча с лидерами еврейских организаций – он достаточно эффективный и харизматичный спикер, в том числе и на английском.

Чтобы не говорили, но определенные успехи в борьбе с коррупцией также есть. Созданы институции по борьбе с коррупцией. Недавно читал коммюнике из ЕС, где отмечается целый ряд реальных достижений Украины в этой сфере.

Безвизовый режим ему, конечно, ставят в качестве политического промаха. Тем не менее, по безвизу Украина сделала все, что могла, и то, что Украине не дают безвиз, это скорее проблема касающаяся политического кризиса самого Евросоюза, кризиса популизма.

Одним из политических промахов Порошенко я считаю ввод в украинский политикум Михеила Саакашвили, который не имел успеха на посту главы одесской обл администрации и теперь, выйдя в свободное плавание, жестко критикует президента, человека которому он обязан как минимум по дружеским соображениям. Президент опрометчиво поступил доверив столь ответственный пост иностранцу да еще столь импульсивному и непредсказуемому, как Саакашвили.

Призывы доморощенных популистов к молниеносным реформам могут привести к расшатыванию ситуации в стране и дискредитации законно избранного президента. Кому это играет на руку, мы прекрасно все пониманием. Необходим баланс, украинцы должны сохранить легитимность процесса, своих демократических институтов, в том числе и институт президента, дать возможность ему дослужить свой первый срок.

Это же касается и парламента: украинский избиратель будет иметь возможность избрать или поменять Президента и депутатов в обозначеное для выборов время.

Каким видят зарубежные СМИ Порошенко?

Разумеется той поддержки со стороны зарубежных СМИ и общественности какую мы видели в 2014 году ни по отношению к Президенту ни к Украине как таковой уже нет. Это естественно: человек устает от старых тем, на первых страницах газет как на карусели меняются персонажи, география.

Не смотря на усталость от украинской темы и недовольство нестабильным прогрессом с реформами, речи о досрочном переизбрании президента не идет.

Что касается общественного мнения в Украине, то я видел результаты опросов, в которых президент и БПП остаются на лидирующих позициях.

Что это за опросы?

Когда я говорю официальные опросы, имею в виду опросы, которые заказываются теми или иными политсилами. Они частно не публикуются, но  за последние два месяца я видел несколько таких опросов и вижу, что на данный момент президент и его команда остаются лидерами на политическом небосклоне.

Само собой, парламентских перевыборов они не допустят?

Думаю, что нет. Я гражданин Америки, но не безразличен к тому, что здесь происходит, и я считаю, что важно сохранять легитимность политического процесса как токового, легитимность демократичексих институтов и механизмов. Кричать о досрочных выборах в нынешних условиях безответственно и опасно.

Почему же, например, в Испании  уже в который раз за последних несколько лет проходят выборы в парламент. При этом страна развивается, депутаты работают и принимают законы.

Если сравнивать Украину с Испанией, то скажу, что Испания сейчас имеет самый высокий уровень безработицы в Европе среди молодежи – 40%, поэтому я не стал бы ставить Испанию в качестве положительного примера. К тому же Испания – федеральное и сильно децентрализованное государство, где имеют место сепаратистские тенденции и будущее страны в нынешних ее границах под большим вопросом.  Можно так же сослаться на пример Бельгии, где долгое время вообще не было правительства, и где предрекали (и продолжают предрекать) крах страны в результате раскола по этническому признаку. В Европе очень много примеров подобной дисфункциональности. И если таким древним демократиям грозит распад, то Украина, с ее 25 летней историей независимости по – просту не может позволить себе “ежегодные” перевыборы: стране  нужна сильная исполнительная власть. В условиях войны говорить о досрочных перевыборах высшего руководства это все равно что рубить сук, на котором сам сидишь.

Что нам нужно делать с Донбассом?

Нужно не забывать, что с самого начала конфликта, это март-апрель 2014 года, по опросам населения, сепаратистские настроения были у 30% населения, в то время как 70%  были за сохранение Донбасса в составе Украины. До войны у меня там жили и родственники и друзья, я бывал в Донецке до 2 раз в год, и наблюдал русскоязычный, и, тем не менее, украинский город – город где во время матчей сборной страны все бары были забиты завернувшимися в жовто – блакитные цвета болельщиками.

Война на Донбассе – искусственно созданный конфликт, поэтому кричать «отрежем Донбасс» на мой взгляд несправедливо. За эту позицию ратуют и выступают ведущие специалисты и эксперты, в том числе мой бывший профессор Александр Мотыль: он высказывает мнение, что Донбасс – подобно злокачественной опухоли, которую нужно отрезать, чтобы Украина могла развиваться как полноценное европейское государство.

Я считаю, что “слить” Донбасс – это то же, что “сдать” наших. Путин утверждает, что “русские своих не сдают”. А Украина, что же, своих сдает? Понятно что речь не идет о военном решении, но официально отказаться от своих же граждан, живущих на оккупированных территориях, будет неправильно.

Когда были там в последний раз?

В октябре 2013 года. Стояла сказочная золотая осень.

Можно ли с помощью политтехнологий примирить российский и украинский народы?

Очень многое будет зависить от политической ситуации в Москве. Пока у власти Путин – ситуация будет очень сложной, но думаю, что как только он уйдет, будут надежды на примирение. Если, конечно, ему на смену не придет еще более одиозная фигура, от чего, увы, зарекаться нельзя.

Источник – grushevskogo5.com

Related Posts

Leave A Comment

You must be logged in to post a comment.